четверг, 7 мая 2015 г.

Солдаты давно ушедшей войны.

Накануне дня победы я хочу вспомнить о солдатах нашей семьи. О моем деде Борисенко Николае Стефановиче и о деде моего мужа Панченко Иване Александровиче. Они не знали друг друга, но их судьбы чем-то похожи, как и судьбы миллионов солдат той страшной войны.


Моего дедушку призвали 1 июля 1942 года, а через 5 месяцев родилась моя мама. Бабушка  осталась с тремя детьми, старшей 8, сыну 5 и младшая совсем кроха. В этом же году немцы оккупировали Ставрополь, тогда Ворошиловск. Я плохо помню, но бабушка рассказывала, как прятались от бомбежек в подвале (дом был старинный купеческий и подвал серьезный, с каменным сводом). Гордилась старшей дочерью, которая в восьмилетнем возрасте ходила за продуктами. 
Дедушка  прошел всю войну, служил в саперных войсках. Рассказывать не любил, я с трудом выспрашивала, как там было. А он отнекивался, говорил что просто было страшно, особенно когда бомбили немецкие самолеты.  Он строил понтонные мосты, на Волге, Одере, Днестре и других реках, названия которых я позабыла.  Участвовал в битве за  Берлин, потом война с Японией, вернулся только в 1947 году. 
Жаль что почти не осталось фотографий, утеряны некоторые медали, но то немногое что осталось я бережно храню, как и воспоминания о нем. 
Это он с моей мамой. Еще совсем молодой. После войны до самой пенсии работал в больнице извозчиком. Так что почти всю жизнь с лошадками. Работал, никогда не жаловался, растил детей и внучку.  Учил меня танцевать, он знал 32 танца и был одним из лучших танцоров в городе. Как он рассказывал, что они (парни) снимали дом, т.е. большую комнату для танцев, "нанимали гармониста" и приглашали барышень.И танцевали всю ночь. Он всегда так уважительно говорил слово "барышня". До сих пор помню его слова :"кавалеры в парке катали бырышень на лодочках". В моем детстве уже так не говорили.
Он умер в 1982 году и для меня это было первое большое горе. Мы с ним очень любили друг друга.
Дедушка моего мужа Панченко Иван Александрович.

 Вот такие замечательные коллажи делали во время войны.
Ивана Александровича призвали в 1941. Жена и  трехлетний сын остались в городе. Мой свекр до сих пор помнит, как обстреливали Ставрополь, помнит немцев. Недавно даже рассказал как он украл у немцев плитку шоколада. Лакомство, которого он никогда не пробовал.
 Дедушка моего мужа, как и мой служил в саперных войсках, но он строил аэродромы и взрывал их, если наши внезапно отступали. Так же как и мой дошел до Берлина, и не любил говорить о войне. Иногда только сожалел, что тяжело уничтожать, то что сам построил.
Наш в середине.
 Вернулся  только в 1947 году, но он дослуживал в Азербайджане. Наверное там тоже нужно было что-то восстанавливать. Мой свёкр рассказывал, как они с мамой ездили к отцу, уже после войны. Поезда тогда ходили редко, но быстро и билеты на них купить было сложно. Но мама как-то исхитрилась и достала билеты, правда только на крышу. Сейчас это сложно представить, как это ехать на крыше поезда. Свекр почти ничего не помнит, ни как ели, ни как спали, помнит только, что нужно было очень крепко держаться . История эта почти детективная. Родители дали кому-то денег, чтобы уехать домой. Уехали, а уже в Ставрополе деда арестовали, видимо как дезертира. Отсидел он два месяца, и его освободили. Оказалось, что тогдашний "хозяин" Азербайджана незаконно удерживал людей и использовал их на всяческих работах, а потому был объявлен врагом народа и расстрелян. Жестокие и тяжелые времена.  
После войны Иван Александрович работал столяром в пединституте. Делал очень красивую и добротную мебель. Как и мой растил детей и внуков. 
Хотя я и не знала его, но судя по рассказам, оба наших деда никогда не кичились, тем что воевали, предпочитая не говорить, щадя близких им людей, о грязи и ужасах войны. Не требовали себе льгот и привилегий, не расчищали место под солнцем. Мой стеснялся в магазине показать Удостоверение участника войны. Если мама просила его купить что-нибудь без очереди, он отвечал, что там в очереди стоят старушки, которые хоть и не воевали, но досталось им крепко, и ему стыдно лезть перед ними.
Такие вот простые истории простых солдат Великой войны.

2 комментария:

  1. Таня,
    честный и теплый пост, добрые и ценные воспоминания.
    А умение сохранить в памяти только хорошее - редкий дар.
    Низкий поклон нашим воинам!
    С наступающим Днем Победы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо! И вас, хоть и с прошедшим, Днем Победы!

      Удалить