суббота, 23 августа 2014 г.

Ингушетия. Джейрахское ущелье

Не так давно,  собирая информацию для очередной поездки в горы, я наткнулась вот на такое изображение.
Прочла название: Вовнушки. И поняла, я очень хочу это увидеть.
 К сожалению информации в интернете оказалось не много. Называется это сооружение башенный комплекс Вовнушки (правильно произносится "Воувнушке", с ударением на первый слог) в переводе с ингушского языка означает "Место боевых башен".

Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/ingushskie-rodovie-bashni/680914

Находится в республике Ингушетия. От нас всего в 450 километрах.
Ехать решили по федеральной трассе на Владикавказ, затем, цель нашей поездки - Джейрахское ущелье. Дорога быстрая, но скучная. На въезде в Джейрахский район Ингушетии, блок-пост ГИБДД. Переехав через мост,  метров через 200 еще один кордон:  стилизованные под старину башни, в которых сейчас обитают пограничники и полиция (каждый в своей башне). Проверили паспорта, спросили о цели поездки, машину недосматривали. Пропуск сейчас не нужен, но паспортный контроль серьезный.
 Ущелье довольно узкое, места для строительства жилья мало. Поселения следуют один за другим, вдоль  реки Армхи.
Современные и древние рядом или вместе. Башенные комплексы, это не совсем музей под открытым небом. Уцелевшее фамильное достояние, используются населением, под загоны для скота, сараи и др.
                                        Пластиковые окна в каменном строении. Забавно.
Как всегда, "едем и смеемся, пряники жуем". Чую едем не туда, башни как-то кончились... Проверили по навигатору  путевые точки, точно, проскочили километров на 30. Вернулись назад. Мы ошибочно полагали, что все достопримечательности расположены вдоль асфальта. Оказывается, возле  шлагбаума и пустующего вагончика пограничников нужно повернуть направо, на грунтовую дорогу. Координаты поворота, для таких же как мы раззяв
N42.49.919. Е44.55.895.
На ночевку стали рядом с развалинами, расположенными на склоне, высоко над дорогой.  Ночью я выползла из палатки: развалины, освещенные луной, выглядели совершенно мистически. Ну просто ночь в музее. Ночных фотографий,  по причине отсутствия штатива, увы, нет.

Башенный комплекс Хамхи.

Человеку при жизни нужна башня, после смерти - склеп - так гласит ингушская пословица.
                                                                       Один из них.
Не ко всем башням можно подъехать на машине, а к этим и пешком  подобраться непросто. Моста нет, только в брод.
Сейчас, я выложу только обзор, а более подробно об устройстве,  классификации башен в следующем посте.
Храм Тхаба- Ерды, он тоже заслуживает отдельного рассказа.

Конек-горбунок
Ну и наконец, Вовнушки.
Крепость Вовнушки состоит из трех башен, две на одной скале и одна напротив, полностью перекрывает ущелье.  Они настолько хорошо вписаны в ландшафт, что кажутся естественным продолжением скал. "Враги, не пройдут!" (впрочем, друзья тоже)

Надземные склепы, могильники. Эх, как деточка кинулась их фотографировать, да в twitter выкладывать.

Внутренний туризм в Ингушентии развит хорошо. День был выходной и очень жаркий. В каждом тенистом местечке, сидело по компании с шашлыками, арбузами и детьми. Другие в это время рыскали в поисках таких мест. Приезжих там немного, может быть поэтому к нам проявляли повышенный интерес, подходили, здоровались, спрашивали нравиться ли нам  здесь, что еще хотим посмотреть и т.д.
Это башня реставрируется. Пообщались со строителем. Он рассказал, что они восстанавливают по 4-5 башен в год. Президент Ингушетии Евкуров лично следит за работами. Он вообще большой молодец, но об этом позже. После Вовнушек отправились  в Цори. Возле святилища  Тхаба- Ерды, развилка, стоит указатель .
До Цори 22 км.
Туда мало кто ездит.
Башни Ней
Подъехав к Цори,
пообщались с вооруженными, в бронежилетах, пограничниками. И полезли изучать склепы,

мумии и

и развалины.
В крапиву по пояс в шортах, и сандаликах.
Глядь подъезжает "Нива" из нее вылезают четыре бородатых мужика, одетых как афганские моджахеды. Пошли к пограничникам,  автоматы, из вежливости оставили в багажнике. Ну все думаем,  будут менять героин на оружие. А они прошли мимо погранцов, и давай лазить по башням вместе с нами. Милейшие люди оказались. Спрашивают : " Откуда вы? А Ставрополь! Знаете наших, из Нестеровки?" (село большинство жителей которого переехало к нам в город). По понятным причинам поиск общих знакомых не увенчался успехом.Уезжали с мыслью - надо меньше смотреть бандитских сериалов.
А здесь мы ночевали.
Спустившись по крутому склону, подальше от дороги, замаскировались по всем правилам. Разбили лагерь, под соснами. Жгли костер и ели мясо.