вторник, 29 июля 2014 г.

Легенды Карачаево-Черкессии. Продолжение

Итак продолжаю. Ночь была тишайшая и очень теплая. Звезды над головой, звезды в воде, как  волшебные золотые бараны из старинной сказки.

Эту легенду я прочла в книге М. Батчаева и Е. Стефанеева "Горы и нарты". На мой взгляд, она довольно необычна. Как это променять женщину на любимую работу? Наверное, не полюбил Аймуш свою молодую жену.
                                                             Аймуш
Много прекрасных озер в Карачае. Хурла-кёль — самое прекрасное. Большое оно и очень синее. Стройные сос­ны растут на зеленых берегах и удивленно глядятся в его чистое зеркало. Спит озеро в тихие дни, не плещут в нем рыбы, не слышно кваканья лягушек. А по вечерам, когда с горных склонов спускается ветер, частая рябь идет по нему, высокие звезды качаются на прозрачных его волнах и густой камыш, задумчиво вздрагивая, нашептывает воде древние предания мудрых нартов...
Молод был пастух Аймуш и красив... На берегу прекрасного Хур-лы-озера выбрал он место для своего стойбища. Огромное было стой­бище, и овец в нем было полным-полно. Отроги гор покрывали они со­бой, когда выходили на пастбище.
Да, много овец было в отарах, которых пас Аймуш. У доброго па­стуха овцы всегда плодятся быстро и живут долго, и волки их не осме­лятся тронуть, и свирепый буран не застигнет врасплох.,.
Другого, такого доброго человека, как Аймуш, ни в близких, ни в дальних землях никто не сыскал бы. Самые сочные склоны находил он для своих овец, самоё свежей водой поил их. На груди своей грел озябших ягнят, башлыком своим и буркой укрывал их от дождей. Ни разу не поторопил он сердитым криком отставшую овцу, ни разу не поднял палки на отбившуюся от остальных.
В знойные полдни сгонял Аймуш своих овец к прохладному бе­регу Хурлы и, усевшись в тени под березой, начинал играть на свирели чудесные песни... И тогда из спокойного озера выходил могучий золо­торогий белый баран и щедро обхаживал овец Аймуша.
Единственный раз отлучился Аймуш от отары, когда ему пришло время жениться. Явился в стойбище с долины его младший брат Магул и вместе с приветом передал волю стариков — сыграть этой весной свадьбу.
Поручил Аймуш Магулу овец и спустился домой, обешал вернуться сразу же после свадьбы.
Но прошла уже свадьба, прошли дни и недели, а Аймуш все не возвращался: рядом с красивой молодой женой, отдавшись праздности и лени, забыл он о своих овцах.
Как-то он все-таки вернулся, но вернулся не таким, каким уходил. Без любви в сердце и тепла в груди пришел к отаре Аймуш. Не стал он гладить ягнят, как прежде, не хотел ласкать томившихся по нем овец.
И свирель его заиграла незвонко, неласково. А однажды во время полдневного отдыха злой окрик вырвался из его груди, когда одна из овец немного отошла от стада. Услышал этот сердитый голос золото­рогий баран, только что вышедший из Хурлы, чтобы дать овцам силу плодородия, услышал и бросился назад к озеру. Белой цепью потяну­лись за ним все овцы и одна за другой скрылись под синей водок Хурлы.
Долго играл на берегу Аймуш свои самые нежные песни в надеж­де вернуть отару. Долго сверкала на его ресницах хрупкая слеза... Но овцы не вернулись к нему, и только вода в озере забурлила, как в кот­ле, и покрылась белой пеной.
Грустным стало лицо Аймуша и борозда печали пролегла на глад­ком его челе.
Зашел он в кош, накинул бурку, взял башлык, заткнул за пояс се­ребряный кинжал, повесил на плечо свое длинноствольное ружье, еще посуду для пищи с собой захватил и пошел к озеру.
Крепко обнял Аймуш младшего брата, попросил передать друзьям привет и шагнул в воду.
Долго плакал Магул... Пришли люди с долины и тоже плакали. Удалые пловцы ныряли в Хурла-кель, по Аймуш не вернулся назад. Говорят и до сих пор ходит он под водой, пасет свою любимую отару.
Пастухи, коротающие ночи у костров на берегу Хурлы, не раз слы­шали, как приглушенно, будто из-под воды лают собаки, блеют овцы и звенят колокольцами ягнята, звучат нежные напевы свирели.
А во время осенней линьки на лазурной глади озе­ра появляются белые хлопья. Это линяет неостриженная отара Аймуша...
Спит в тихие дни Хурла-кель. А по вечерам, когда со склонов спускаются ветры, частая рябь идет по нему и густой камыш склоняется над водой, нашептывая ей мудрые и поучительные предания древних нартов...

Ну, это так поэтическое отступление, хотя реальность  не так и далека от поэзии.


Вот таким я увидела Хурла-Кёль утром. 


Люди говорят, что это самое голубое озеро в Карачаево-Черкессии. И я полностью с этим согласна.




Мы пробыли на озере до обеда, гуляли, собирали чернику (с удивлением увидели её, раньше встречали только на севере), купались. Вода слегка прохладная, очень приятно в такой жаркий день. Правда, заплывы были короткими и стремительными.Там водятся пиявки, парочку мы видели. Наша Катя с большой опаской окунулась в воду, потому что уже была укушена "злобной" пиявкой в озере под Себежем.
Покушали и отправились дальше, наш ждал водопад в долине реки Махар-Су. Спуск  с плато прошел вполне успешно, хотя несколько раз цеплялись днищем о камни. Как оказалось при спуске очень трудно оценить уклон дороги и размер камней. У нас еще совсем небольшой опыт путешествий на внедорожнике.


 Вторая часть поездки получилась скомканной и какой-то "недофотографированной". А все из-за дождя, который лил все утро пятницы, до самого нашего отъезда. Можно сказать, он нас победил. 
Выехали на трассу в районе поселка Эльбрусский, затем в Учкулане повернули на Верхний Учкулан, там и закончился асфальт. Дорога очень хорошая гравийка, километров 15-16, до турбаз ("Глобус " и др.), потом становится заметно хуже: появляются неглубокие броды, грязь, большие камни. Потихоньку добрались до водопада (21,4 км от В. Учкулана). 






И дорога как бы кончилась небольшим леском. Погуляв там минут 10, разглядели следы машин ведущих прямо в речку. Рек, речушек и ручейков так много, что я совсем запуталась в названиях, думаю это был рукав Махар-Су. В общем, поехали по руслу реки. 


Приблизительно через километр дорога все-таки закончилась шлагбаумом и домиком пограничников. С этого места отлично виден  горный массив Нахар высота 3784 м. 

 Повернули назад, и метров через 800, нашли полянку и стали на ночевку. Погода отличная, тепло, небо звездное, млечный путь висит прямо над головой. Ничто не предвещало "беды". Но утром, все затянуто тучами, гром, молнии. В общем собирались под дождем.
 Мне кажется горы настолько красивы и многообразны, что налюбоваться и осмотреть все невозможно. Мы были на Махаре второй раз, но так и не увидели большей части красот. Горы заманивают и требуют возвращаться к ним еще и еще.



Комментариев нет:

Отправить комментарий